Штраф за отсутствие контрольных лент РРО

Налоговики, проверявшие расчеты с использованием РРО, установили отсутствие контрольных лент за три месяца. Хотят начислять штраф за каждую ленту в соответствии с количеством рабочих дней. Законны ли данные расчеты?
ОТВЕТ: Такой расчет штрафов неправомерен. Поясним.

Контрольная лента является ничем иным, как копиями расчетных документов, последовательно сформированных регистратором расчетных операций (ст. 2 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР, далее — Закон о РРО). Все, кто работает с РРО, обязаны распечатывать (и/или создавать в электронной форме) контрольные ленты и хранить их в течение трех лет (ст. 3 Закона о РРО).
Ответственность за нераспечатку и несохранение контрольной ленты — штраф в размере 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (170 грн) — п. 5 ст. 17 Закона о РРО. Упомянутую норму не обошла вниманием ГНА Украины. В п. 2.2.19 Обзорного письма от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572 отмечено, что в случае отсутствия контрольной ленты штраф применяют за каждую ленту. Настоящим письмом проверяющие, судя по всему, в вашем случае и руководствуются. Не утрудняясь сложными расчетами, штрафы за отсутствие лент исчисляют в соответствии с количеством рабочих дней предприятия. Данные санкции часто выходят заоблачными. Однако на самом деле применение этого механизма начисления штрафов не оправдано.

Во-первых, количество недостающих контрольных лент не должно исчисляться согласно количеству рабочих дней. Контрольная лента печатается в едином рабочем цикле с расчетными документами без повторного ее использования (п. 4 р. III Порядка регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом Миндоходов Украины от 28.08.2013 г. № 417, далее — Приказ № 417). Поэтому количество лент напрямую зависит от количества расчетных операций и напечатанных чеков, а не от количества рабочих дней.
Таким образом, определить точный перечень лент очень сложно. Поэтому и определять штраф в соответствии с количеством лент, которые четко не посчитаны, не получится. Так, Херсонский окружной административный суд в постановлении от 18.02.2011 г. по делу № 2-а-5577/10/2170, признав неправомерным штраф, отметил, что у налоговиков не было физической возможности определить количество отсутствующих контрольных лент, поскольку неизвестно, какое количество чеков помещается на каждой ленте.
Однако из каждого правила есть свои исключения. В данном случае это касается портативных (переносных) РРО. Некоторые из них печатают ленту непосредственно перед печатью фискального отчетного чека (п. 4 р. III Приказа № 417). При этом, действительно, количество контрольных лент, как правило, будет совпадать с количеством рабочих дней.

Во-вторых, сумма штрафа в действительности вообще не зависит от количества лент. Такой вывод вырисовывается, если внимательно прочитать п. 5 ст. 17 Закона о РРО, в которой речь идет об ответственности в случае невыполнения печати контрольной ленты или несохранения ее в течение установленного срока. Данная статья предусматривает один штраф — 170 грн за отсутствие контрольной ленты как таковой. Если штраф нужно было бы применять кратно количеству лент, санкция звучала бы примерно так: «…за каждый случай невыполнения печати или хранения ленты». Например, ст. 118 НКУ предусматривает ответственность в сумме 340 грн «за каждый случай неподачи или задержки уведомления об открытии или закрытии счетов банком». А ст. 120 НКУ устанавливает штраф «за каждый случай неподачи налоговых деклараций» и др.
В судебной практике также можем найти много подтверждений упомянутому рассуждению. Так, ВАСУ считает, что закон не ставит применение финсанкций в зависимость от количества дней несохранения контрольных лент (постановление от 17.03.2014 г. № К/800/42793/13).
В то же время, как часто бывает, есть и судебные решения, где освещено противоположное мнение. В частности, в постановлении ВАСУ от 07.03.2013 г. № К/9991/7845/11 отмечает, что невыполнение печати контрольных лент — это ряд тождественных законченных нарушений, за каждое из которых нужно штрафовать.
К сожалению, не поставил еще точки над «і» по этому вопросу Верховный Суд Украины, постановления которого обязательны не только для судов, но и для государственных органов (ст. 2442 Кодекса административного судопроизводства Украины).
Уместно вспомнить, что ситуация с лентами подобна ситуации с Z-отчетами. За нераспечатку и нехранение Z-отчета предусмотрен штраф в сумме 340 грн (п. 4 ст. 17 Закона о РРО). Данный штраф налоговики опять-таки пытались умножать на количество нераспечатанных отчетов. Но Верховный Суд высказал противоположное мнение (постановление от 16.04.2013 г. № 21-89а13). Он отметил, что невыполнение печати Z-отчета является продолжающимся нарушением, а его нехранение в книге учета расчетных операций — длящимся. При этом, ссылаясь на ст. 61 Конституции Украины, суд пришел к выводу, что никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение, за действия (бездействие), которые в своей совокупности составляют единое продолжающееся или длящееся правонарушение.
В общем, и ответственность должна наступать как за одно нарушение, то есть всего 340 грн.
Согласитесь, такая же логика вполне применима и к нарушениям, связанным с нераспечатыванием (несозданием в электронной форме) и нехранением контрольных лент. Кстати, ВАСУ в постановлении от 07.08.2013 г. № К/800/33829/13, руководствуясь вышеупомянутым решением Верховного Суда, пришел к схожему выводу: нераспечатывание и нехранение лент ничем не отличается от таких же нарушений, связанных с Z-отчетами.
Поэтому мы убеждены, что за указанное вами нарушение должен применяться один штраф в размере 170 грн независимо от количества отсутствующих контрольных лент.


Советуем прочесть:

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Яндекс.Метрика